Массаж гортани - лечебно-профилактическое средство работы голосового аппарата[3].

Среди профилактически — гигиенических мероприятий, спо — собствующих укреплению и улучшению деятельности гортани, следует упомянуть о местном душе гортани с последующим массажем. Это можно рекомендовать лицам, занятия которых сопряжены с сильным утомлением голосового аппарата. Этот
метод способствует устранению усталости голосовых органов и уменьшению того прилива крови к ним, которое естественно получается в результате длительного напряжения.


Благоприятное действие описанных мероприятий на гортань основано на следующем явлении. Во время усиленной деятель­ности в мышцах организма развиваются и накапливаются ядо — витые продукты обмена. Они вызывают в тканях мышц чувство усталости и разбитости, а находясь в организме в большом количестве, делают орган более ранимым и чувствительным в отношении всевозможных вредных раздражителей. Логически вытекает из этого то, что, чем скорее помочь органу избавиться от ядовитых и лишних продуктов обмена, накопившихся в нем, тем скорее он вернется к своей обычной и нормальной деятель— ности. Искусственно вызванное усиление процесса местного обмена в тканях применением массажа позволяет быстро со — здать благоприятные условия для желаемого усиления обмена, удаляя отсюда эти вредные для деятельности вещества.

Техника этих приемов такова:

1. Прикладывают к шее пальцы руки, обращенной ладонью кверху, и быстрыми движениями производят легкое встряхи — вание в вертикальном направлении.

2. Обхватывают то место, где находится корень языка, боль­шим и остальными пальцами и делают встряхивание в попереч — ном направлении.

3. Помещают концы пальцев позади восходящей ветви ни — жней челюсти. В таком случае движения направляются внутрь, вперед и вниз.

Можно массировать сразу обе стороны шеи, можно одну за другой. Массирующий может находиться за пациентом или перед ним. Надо несколько наклонить голову пациента вперед, чтобы этим движением ослабить шейные мышцы и фасции, естественное напряжение которых может являться помехой успешности процедуры. Для придания такому положению из — вестной стойкости надо другую свою руку положить пациенту на лоб или на затылок. При стойких расстройствах функции гортани применяют еще изолированный массаж на перстне — щитовидной мышце. Для этой манипуляции охватывают двумя пальцами ту часть гортани, которая находится непосредственно под щитовидным хрящом, производя те же движения, как и при ранее описанных приемах.

Релаксационная гимнастика речеголосового аппарата

Тренировочная дыхательная гимнастика, предложенная и разработанная автором, может применяться перед выступле­нием, в момент утомления голосового аппарата, а также при заболеваниях верхних дыхательных путей.



Цель специализированной дыхательной гимнастики — пос — тановка фонационного дыхания, включение и активизация в процессе голосообразовния фонационной мускулатуры.

Предлагаем небольшую серию дыхательных упражнений парадоксального дыхания, используемого в момент усталости

голосового аппарата:

1) исходное положение: стоя, руки опущены. Поднять руки в стороны — выдох, и в этом положении — вдох. Опустить руки — выдох, и в этом положении — вдох;

2) исходное положение: стоя, руки опущены. Поднять руки вверх — выдох, и в этом положении — вдох. Опустить руки — выдох.

3) исходное положение: стоя, руки опущены. Наклон туло — вища вперед — выдох, и в этом положении — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох, и в этом же положении — вдох.

Каждое упражнение повторить по 3 — 5 раз.

На рисунках изображены позы расслабления или отдыха мускулатуры голосового аппарата. Мы даем текст стихотворе­ния, автор которого известный преподаватель сценической речи А.В.Прянишников. В его стихах дается полный объем необхо­димых приемов для постановки речевого голоса.

£


Любая из этих релаксационных поз, выполняется стоя, лежа или сидя, с произношением стихотворного текста.

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнёньи, Следует клетку грудную расширить слегка и. при этом Низ живота подобрать для опо'ры дыхательной звука. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихо'в говори на одном выдыханьи И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна' диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем, Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтёние продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: . Помни о дикции ясной и чйстой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком — Голос и в тихом звучании должен хранить металличносгь. Прежде, чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох вести эконо'мно — с расчётом на целую строчку. Собранность, зво'нкость, полётность, устойчивость, медлен носгь, плавность —



Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнёньи.

Тексты для проверки звучания голоса

Тексты, в которых авторы используют такие выразительные средства, как повторы, периоды, перечисления, противопос­тавления, сравнения, интонация вопроса, — всегда подсказка для изменений голосовых приспособлений: повышения и пони — жения голоса, изменения темпа, силы и легкости.

Повторы, перечисления и периоды создают впечатление эмоционального нарастания: с каждым повтором уточняется, укрупняется, делается более значительной мысль. Противопос — тавления требуют обязательного изменения голоса. Сравнения помогают увидеть, почувствовать более точно явления, выделя — емые автором.

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой!

А. Фет

По лесу леший кричит на сову. Прячутся мошки от птичек в траву. Ау!

Спит медведиха и чудится ей: Колет охотник острогой детей. Ау!

Плачет она и трясет головой:

— Детушки—дети, идите домой. Ау! .

Звонкое эхо кричит в синеву.

— Эй ты, откликнись, кого я зову! Ау!

С. Есенин

Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции О том, что получен багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картина, корзина, картонка И маленькая собачонка. Вещи везут на перрон, Кидают в открытый вагон, Готово: уложен багаж — Диван, чемодан, саквояж, Картина, корзина, картонка


И маленькая собачонка. Но только раздался звонок, Удрал из вагона щенок. Хватились на станции Дно: Потеряно место одно! В испуге считают багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картина, корзина, картонка.

— Товарищи! Где собачонка? Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный пес. Поймали его — и в багаж. Туда, где лежал саквояж, Картина, корзина, картонка, Где прежде была собачонка. Как только приехали в Тверь, Открыли багажную дверь

И стали носить в экипаж Приехавшей дамы багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку, А сзади вели собачонку. Собака—то как зарычит. А барыня — как закричит:

— Разбойники! Воры! Уроды! Собака — не той породы! Швырнула она чемодан, Ногой отпихнула диван, Картину, корзину, картонку...

— Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, гражданка, на станщ Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку... Однако за время пути


Собака могла подрасти!

С. Маршак

За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуев, За месть врагов и клевету друзей, За жар души, растраченной в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был — Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил...

М. Лермонтов

Вот дом,

Который построил Джек. А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится, В доме,

Который построил Джек. А это веселая птица—синица. Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится, В доме,

Который построил Джек. Вот кот,

Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится, В доме,

Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который путает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

В доме,

Который построил Джек. А это корова безрогая, Лягнувшая старого пса без хвоста,


Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится, В доме,

Который построил Джек. А это старушка, седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится, В доме,

Который построил Джек. А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который путает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится, В доме,

Который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

В доме,

Который построил Джек.


«Звуки делятся на...»

Вереница

Согласных и гласных...

Какова им

цена?

Что

Подвластно им? Что

Не подвластно? Что

Понять им дано В человеческих предназначеньях?.. Будто в бурю — Окно, — Сам собою Раскрылся учебник... 1

Мы — гласные. Мы — гласные. Стоглазые И властные. Мы -

в нашем первом крике. На фронте. И на рынке. В «Ура!»

И в «Помогите!». На свадьбе. На могиле. В страдании. И в злобе. Мы -

как фундамент в слове. Приходим, будоража...

Кричите,

если страшно...

Кричите, если больно...

Мы — в лихости футбольной.

Когда — удар! —

и — мимо.

Когда орут:

«На мы — ы — ы—ло — о!..» Мы рвемся из гортани. И вы нас не глотайте. Мы не хотим — обратно... Мы — гласные. Мы - правда. 2

А мы — согласные. А мы из века энного.

Не так круглы, не так прямы, — но что из этого?! В застолье говорит ханжа слова

прекрасные. На землю кровь течет с ножа, а мы — согласные. В тупые уши клевета ползет —

заглазная. А нам —то что? А ни черта! Ведь мы — согласные...

Не суйся переубеждать, на дружбу сваливая. Нам просто надо оправдать свое

название.

Лежим —

затянутые в быт —

Витые,

Разные...

Что?

Нас опять хотят избить?!

Пусть.

Мы

согласные... 3

Дайте

слово

звонким!

Пузырись,

елей!

Звонким,

будто сводки

с ледяных

полей!

Звонким

по призванью.

Звонким,

словно медь.

Звонким,

если свадьба.

Звонким, если смерть.

Звонким, будто струны. Звонким, как мулла... Дело звонких — трубы. И колокола!

Говорите громче.

Мы -

глухие.

Вы на инвалидов глаз

не пяльте. Глухи мы,

как новые графини. Глухи мы,

как старые распятья. Вы спокойно нас произносите.

В сущности, мы не совсем плохие.

Помощи и денег

не просите.

Мы вас не услышим.

Мы -

глухие.

Шипящие. Шипящие. Шуршащие. Знобящие... То — в шоке, то в шаманстве. В ожоге и жеманстве. В жаре


и мешанине. В земном округлом шаре.

В слепом змеином жале.

То — в шепоте. То — в шелесте. То — в желуде. То — в жесте. То — в жалости отчасти... И -

(почему—то) — в счастье. 6

По причинам, без причин, для прекрасного, для злого, мы

и мысленно — звучим,

И тогда приходит

слово!

Погибаем,

изменяясь

в гулкой звуковой

пучине...

Люди!

Изучите

нас.

Так, как мы вас изучили.

Р. Рождественский

Звукотерапия — наука о лечении звуками

Звук имеет огромное значение в нашей жизни. Можно даже

заметить, что звуковые характеристики голоса определенного человека влияют на наше отношение к нему. Доктор Ханс Дженни из США разработал приспособление, названное им «тоноскоп», с помощью которого можно «визуализировать» звук в трех измерениях. Используя в качестве источника человечес­кий голос, он сумел показать, например, что звук, произнесен­ный в микрофон, вызывает в тоноскопе изображение идеальной сферы.

Миллионы людей в Индии, Тибете и Китае испытали на себе чудодейственную силу, оказываемую звуками «ом», «ам», из­вестными с далеких времен под именем «Пранава», и звуками «храам», «хриим», «хруум», «храйм», «храум» и «храа», назван­ными лечебными мантрами.

Громкое и четкое повторение этих звуков оказывает влияние на жизненно важные органы (сердце, желудок, мозг) и является не только профилактическим, но и терапевтическим методом лечения различных заболеваний.

Первые звуки «ом», «ам» произносятся с длинным «о», «а» и продолжительным «м», как в английском слове «home».

В звукосочетании «храам» все звуки длинные. Правильно оно произносится — «храааммм», как в английском «calm». Звук «х» произносится с придыханием, «прямо с сердца». Всякий раз, когда вы произносите эти звуки, осуществляется вибрационный массаж сердца. Одновременно идет процесс очищения крови, сердце укрепляется и качает только очищенную кровь.

Каждая «мантра» начинается с произносимого с придыха — нием «х» и кончается носовым «м». Нормальное дыхание должно осуществляться через нос. Кислород, поступающий с каждым вдохом, перемешивается с венозной кровью, делает ее чистой и придает ей красный цвет, а с выдохом из крови выводится углекислый газ. Поскольку дыхание осуществляется через нос и носоглотку, эти органы должны быть здоровыми. Каждая такая «мантра» заканчивается продолжительным носовым звуком «мммм», который оказывает вибрирующее оздоравливающее действие на нос и носоглотку.

В каждой «мантре» между произносимым с придыханием «х» и конечным носовым «м» расположено звонкое «р», которое по важности можно сравнить со звуками «ом», «ам», «ум». При произношении согласного «р» кончик языка касается верхнего неба и оказывает вибрирующее влияние на мозг. Поэтому правильное произношение звукосочетания «храам», «хриим» и других впрямую связано с общим состоянием здоровья.

Повторяя «мантры», необходимо открывать рот при произ­ношении звука «х» и закрывать его при звуке «м». В вольном переводе мантра «храам» образно сравнивается с механизмом, в котором при звуках «раа» выводятся токсины, а при звуке «м» с помощью губ за ними, образно говоря, закрывается дверь.

Продолжительный длинный звук «а» в звукосочетании «храам» укрепляет ребра, очищает кишечный тракт и верхнюю часть легких, стимулируя их деятельность, помогает избавиться от таких болезней как астма, бронхит, туберкулез.

Длинный гласный звук «и» в мантре «хриим», как в англий­ском «seen», стимулирует функции горла, носа и сердца. Пов­торение этого звукосочетания очищает дыхательные пути и пищеварительный тракт.

Длинный гласный звук «уу» в «хруум», как в английском «room», стимулирует работу печени, селезенки, желудка, ки­шечника и убирает живот.

Сложное звукосочетание «храйм», как «ай» в английском «time», оказывает положительное воздействие на почки.

Мантра «храум», как в слове «round», влияет на нормальное функционирование прямой кишки и заднего прохода.

Последняя мантра «храа» отвечает за грудь и горло.

Звукотерапия использует звуковые волны для лечебных це — лей. В качестве основного принципа выступают те самые факты, о которых мы только что говорили, а именно: каждая ткань и каждый орган имеют собственную частоту колебаний, которую можно изменить с помощью звуковых волн.

Давнюю традицию имеет наша отечественная звукотерапия. С помощью звуков русской фонетики издавна излечивалось множество заболеваний. Приведенные в книге звуковые уп­ражнения (главы 3 и 4) положительно влияют не только на работу речевого аппарата, но и на общее состояние здоровья занима­ющегося.


6093628621063982.html
6093672748393009.html
    PR.RU™