Понятие о взаимозаменяемости как принципе конструирования и производства деталей.

Взаимозаменяемость– свойство независимо изготовленных деталей или сборочных единиц обеспечивать у механизмов и машин работоспособное состояние при сборке и ремонте без дополнительной обработки. Взаимозаменяемыми могут быть отдельные детали, сборочные единицы, а также изделия целиком.

Взаимозаменяемость обеспечивается системой допусков и посадок.

Сопрягаемые детали– две или несколько подвижно или неподвижно соединенных деталей. В соединении деталей, входящих одна в другую, имеются наружные (охватываемые) и внутренние (охватывающие) поверхности. В соответствии с этим вводятся два термина:вал– для обозначения наружных (охватываемых) поверхностей(d),отверстие– для обозначения внутренних (охватывающих) поверхностей(D).

Номинальный размер– размер, служащий началом отсчета отклонений, относительно которого определяются предельные размеры (размер, который проставляется на чертеже). Он является общим для отверстия и вала, образующих соединение.

Действительный размер– размер, установленный непосредственным измерением с допускаемой погрешностью.

Предельные размеры– максимальный и минимальный размер, между которыми может находиться действительный размер детали.

Верхнее предельное отклонение (es)– алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.

ES = Dmax – D или es = dmax – d

Нижнее предельное отклонение (ei) – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

EI = Dmin – D или ei = dmin – d

Допуск (T)– разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями: Т =ES–EIилиТ =es–ei.

Допуски установлены в соответствии с 19 квалитетами, обозначаемыми в порядке понижения точности. Квалитет– степень точности изготовления детали. Детали общемашиностроительного применения обычно выполняют по квалитетам 4-11. Квалитеты 4-5 применяют при высоких требованиях к точности, высокой напряженности или быстроходности. Квалитеты 6-8 считают основными в современном производстве. Квалитет 9 – для деталей низкоскоростных машин. Квалитеты 10-13 – по мере понижения требований к точности деталей с включением деталей, обрабатываемых без снятия стружки, квалитеты 14-17 – для свободных поверхностей деталей. С повышением точности деталей повышается их стоимость.

Ряд квалитетов:0,1; 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17

Поле допуска– поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями, - определяется числовым значением допуска и его положением относительно номинального размера.

Расположение поля допуска определяется основным отклонением, за которое принято отклонение, ближайшее к нулевой линии. Установлено 28 основных отклонений, обозначаемых буквами латинского алфавита.



Посадка– характер соединений, определяемый величиной зазоров или натягов. В зависимости от взаимного расположения полей допусков различают посадки трех видов: с зазором, с натягом и переходную.

Посадка с зазором– посадка, при которой в соединении обеспечивается гарантированный зазор.

Посадка с натягом– посадка, при которой в соединении обеспечивается гарантированный натяг.

Переходная посадка– посадка, при которой в соединении возможно появление как зазора, так и натяга.


6095164649382940.html
6095200123034126.html
    PR.RU™