Оценка эффективности фитнес-программ на основе динамики уровня физического состояния

Эффективность физкультурно-оздоровительных занятий во многом определяется соответствием физических нагрузок функциональным возможностям организма занимающихся. Строгая индивидуализация нагрузок в занятиях физической куль­турой обеспечивается в том случае, если они подбираются с учетом уровня физического состояния. Термин «физическое состояние» используется в специальной литературе по медицинским и педагогическим ас­пектам физической культуры как синоним готовности к выполнению мышечной деятельности. С биологической точки зрения физическое состояние человека определяется совокупностью взаимосвязанных признаков (морфо-функциональный и психический статус, физическая работоспособность и подготовленность), которые обеспечивают нормальное взаимодействие организма с окружающей средой. Впервые термин «физическое состояние» был предложен в 1964 г. Международным конгрессом спортивных наук в Токио.

Физическое состояние нетренированных людей чаще всего связыва­ют с уровнем развития максимальных аэробных возможностей (выносли­востью), поскольку именно выносливость обеспечивает разностороннюю адаптацию организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Установлена взаимосвязь между уровнем физического состояния и показателями заболевае­мости: чем выше уровень физического состоя­ния, тем ниже показатели заболе­ваемости.

У здоровых и практически здоровых людей выделяют несколько уровней физического состояния: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.

Если для детей еще недостаточно разработаны функциональные ха­рак­теристики уровней физического состояния, то для взрослых имеются четкие описания. Так, низкий уровень физического состояния характеризуется сово­купностью и высокой выраженностью факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Избыточная масса тела, как правило, более 30 %, артериальное давление крови на верхней границе нормы или превышает ее, физическая работоспособность снижена в сравнении с должной более чем на 40 %, двигательные качества – более чем на 40–50 %. Состояние здоровья нахо­дится на грани нормы и патологии. Такие люди подвержены частым простуд­ным заболеваниям, у них высокая утомляемость и замедленные восстанови­тельные процессы.

Ниже среднего уровень физического состояния также характеризу­ется на­личием факторов риска развития сердечно-сосудистых заболева­ний, однако несколько выше их физическая работоспособность и физи­ческая подготовленность. Двигательные качества по сравнению с должным уровнем меньше на 30–40 %. Снижена адаптация к физическим нагрузкам. Состояние здоровья на грани нормы и патологии. Любые стрессовые ситуации ухудшают состояние здоровья и вызывают дезадаптацию.



При среднем уровне физического состояния уровень антропометри­ческих и функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем соответствует средневозрастным значениям, физическая ра­ботоспособность ниже должных величин на 10–25 %.

В высоком и выше среднего уровнях физического состояния отсут­ствует риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Уровень функ­циональных резервов, физической работоспособности соответствует или выше должных величин. Адаптация к физическим нагрузкам удовлетвори­тельная, показатели заболеваемости – низкие. Состояние здоровья – стабильное. Характерно, что люди с высоким уровнем физического сос­тояния даже в возрасте старше 50 лет нередко достигают результатов в двигательных тестах, соответствующих уров­ню 30-летних.

С возрастом уменьшается число людей с высоким и выше среднего уров­нями физического состояния и увеличивается с низким и ниже среднего уров­нями. Если у молодых людей (20–29 лет) низкий уровень физического состоя­ния встречается в 3,9 % случаев; ниже среднего – в 16,9 %; высокий – в 19,2 %, то у 50–59-летних низкий уровень встречается в 5 раз чаще (20,5 %), ниже сред­него в 2 раза чаще (35,8 %); высокий – почти в 4 раза реже, чем у молодых (5,1 %).

Знание уровня физического состояния позволяет педагогу:

- оценить уровень здоровья, готовность к физическим нагрузкам;

- выявить степень отклонения показателей функциональных систем организма человека от должных величин;

- подобрать комплекс оптимальных средств оздоровления;

- определить максимальные, минимальные и рациональные параметры физических нагрузок для занятий физическими упражнениями;

- определить индивидуальный оптимальный двигательный режим;

- контролировать впоследствии эффективность используемых программ занятий.

Кроме того, с помощью интегральной оценки уровня физического состояния можно оценить коллективный уровень физического здоровья в группе, классе, цехе и т. п. Для этого определяется процентное соотношение числа людей, имевших низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, и высокий уровни физического состояния в каждом классе или учебной группе.



Повторное тестирование в конце семестра, учебного года обес­печивает контроль эффективности педагогического процесса.

Для оценки уровня физического состояния предложено большое число отдельных двигательных тестов и комплексных диагностических систем. Их можно объединить в группы:

- углубленные методы оценки физического состояния;

- ускоренные (экспресс) методы оценки физического состояния.

Углубленные методы исследования (велоэргометрия, тестирование на тредмилле) проводятся в лабораторных условиях с использованием физических нагрузок суб- и максимальной мощности (интенсивности). Это позволяет выявить адаптационные возможности организма, функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оценить физическую работоспособность. Однако, проведение таких исследований, с одной стороны, небезопасно для физически нетренированных людей, с другой стороны, дорого и трудоемко, требует соответствующей электронной аппаратуры (велоэргометры, тредмилл, электрокардиограф, газоанализатор), специально обученного персонала. Кроме того, исследования и последующая обработка их ре­зультатов занимают много времени (более 30 мин. на одного человека) и могут осуществляться только в медицинских учреждениях, в спортивных и оздоровительных комплексах. В связи с этим для массовых исследований рекомендованы ускоренные (экспресс) методы диагностики физического состояния.

Экспресс-методы обладают рядом достоинств:

- они не требуют сложной аппаратуры;

- занимают мало времени;

- не требуют длительного обучения и легко воспроизводятся;

- результаты тестирования не требуют сложных расчетов.

Однако, экспресс-методы менее точны, чем углубленные методы диагностики физического состояния.

Экспресс-методы диагностики физического состояния делятся на несколько групп:

- лабораторные методы;

- методы прогнозирования уровня физического состояния;

- изолированные двигательные тесты;

- комплексные двигательные тесты.

К лабораторным экспресс-тестам относят велоэргометрические и степэргометрические тесты, предусматривающие выполнение одной или 2‑х стандартных нагрузок невысокой интенсивности на велоэргометре или ступеньке. До, во время и после выполнения физических нагрузок измеряют ЧСС, АД. По результатам пробы прогнозируются либо максимальная физическая работоспособность в кгм или Вт, либо максимальное потребле­ние кислорода. Индивидуальные результаты сопоставляются со шкалой их оценки и устанавливается, какому уровню физического состояния они соответствуют.

Вторая подгруппа экспресс-методов включает методы прогнозирова­ния уровня физического состояния. Прогнозирование уровня физического состояния проводится по простейшим физиологическим показателям, из­меряемым в покое (как правило – ЧСС, АД, частота или время задержки дыхания), антропометрическим показателям (рост, вес). В результате углубленных исследований (особенностей адаптации к физическим нагрузкам, функциональных резервов организма) установлена зависимость между ни­ми и показателями, измеряемыми в состоянии относительного мышечного покоя. Эта зависимость описывается определенными формулами. Подстав­ляя индивидуальные значения, рассчитывают прогнозируемый уровень физического состояния.

В третью подгруппу входят изолированные двигательные тесты (как правило, на выносливость), по результатам которых определяют либо уровень МПК, либо конкретный уровень физического состояния с помощью соответствующих шкал оценки результатов.

Комплексные двигательные тесты включают наряду с двигательными тестами, также антропометрические и физиологические показатели. Технология обработки результатов тестирования такова: определяют сте­пень отклонения индивидуальных результатов от норматива; за степень отклонения начисляется то или иное число баллов; затем баллы сумми­руются по всем тестам и по таблице оценки результатов определяется конкретный уровень физического состояния.

Поскольку уровень физического состояния под влиянием занятий физическими упражнениями изменяется не ранее, чем через 2–3 месяца, целесообразно повторное тестирование проводить не ранее, чем через 3 месяца занятий.


6098922766971543.html
6098966529877468.html
    PR.RU™