Тенденции развития технологии в молочной промышленности

1. Глобализация (интернационализация). Национальные и региональные границы мешают распространению идей, потокам капитальных вложений, расширению услуг. Поэтому эти границы будут разрушены, что приведет к созданию крупных предприятий с большим доступом к ресурсам, знаниям, услугам.

2. Изменение потребительских рынков. Демографическая ситуация приведет к старению населения в странах Северной Америки, Европы и Японии и его омоложению в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Продолжительность жизни в среднем увеличится, а разница в уровне жизни бедных и богатых слоев станет еще более значительной.

3. Повышение требований со стороны покупателей. Расширение доступа к информации о продуктах, которую представители розничной торговли поддерживают в электронной сети, затруднит процесс принятия решения потребителя о покупке. Поставщики продуктов вынуждены будут давать больше информации о качестве, безопасности, питательной ценности, чем обычно указано на этикетках. В качестве факторов, влияющих на выбор того или иного продукта представителей богатых слоев населения, являются функциональность, натуральность, свежесть, полезность для здоровья, мода, пищевая безопасность, особые религиозные и культурные потребности. Менее зажиточные люди подчеркивают необходимость достаточно большого количества надежных продуктов, которые являются основным источником питания, при этом они должны быть полностью безопасными.

4. Значительные изменения в социальных моделях. Недостаток времени не дает возможности многим людям готовить еду дома, поэтому необходимо разрабатывать продукты, подходящие для розничной торговли и ресторанов.

5. Расширение сервиса розничной торговли, замена супермаркетов системой доставки продуктов на дом по заказам от домашних компьютеров. В этом случае решающими условиями успеха станут фирменная марка и способ презентации продукта. Изменится реклама, так как расширение сети телевизионных каналов произойдет независимо от способности рекламодателей достичь своей аудитории.

6. Больший доступ к информации. Расширение сети «Интернет» и доступности к электронной базе данных даст возможность потребителю получать более полные и обобщенные знания. Сократится время поступления на рынок новых продуктов и в то же время уменьшится срок их «жизни».

7. Повышение требований к защите окружающей среды. Возможно, в некоторых регионах отрасли промышленности, занимающиеся переработкой продуктов животноводства, придут в упадок. Потребуется создание материалов, не причиняющих вреда окружающей среде. Примером может служить разработка привлекательных, функциональных, но легко уничтожаемых упаковок. Больше внимания будет уделяться биобезопасности, так как производственные мощности станут крупнее, а политика международных границ утратит свое значение.



В настоящее время существует и все больше распространяется дисциплина «Исследование будущего», которая предлагает глубокий анализ влияния будущей ситуации на технологию международной молочной промышленности. Уже сейчас известны некоторые тенденции изменения продуктов, биотехнологии и технологии переработки. Эти тенденции таковы:

- комплексная переработка молока и рациональное его использование путем переработки обезжиренного молока, пахты и сыворотки на пищевые продукты. В результате душевое потребление молока и молочных продуктов должно возрасти;

- концентрация и интернационализация производства: за последние 15-25 лет количество заводов во многих странах уменьшилось в 5-10 раз (в Австрии всего 2 завода), появились заводы-гиганты, перерабатывающие по 1000 и 3000 тонн молока в сутки. Все большую роль в будущем будут играть очень крупные предприятия, перерабатывающие по 3-5 тыс. тонн молока в смену. Созданию таких сверхмощных предприятий будет способствовать широкое внедрение мембранных процессов концентрирования молока, высокопроизводительных аппаратов и линий. Применение роботов, электроники, полная автоматизация позволят уменьшить число обслуживающего персонала;

- залог прогресса молочной промышленности в высоком качестве сырья. В начале XXI века предполагается, что такие дефекты качества, как высокая микробиологическая загрязненность, наличие механических примесей, будут искоренены. Сложнее решить проблему ликвидации соматических клеток, антибиотиков, тяжелых металлов, афлатоксинов, ядохимикатов сельского хозяйства;

-одно из направлений развития молочной промышленности в будущем – совершенствование и существенное расширение традиционного ассортимента продукции. Так, уже сейчас в США и ФРГ каждый год появляется около 900 новых изделий, в Великобритании – около 600. Произойдут изменения в ассортименте: останется в рационе творог и сливочное масло, увеличится ассортимент сыров, более разнообразится ассортимент кисломолочных продуктов – общепризнанных напитков здоровья.

В мире наблюдается тенденция к расширению ассортимента молочных продуктов с пониженным содержанием жира, а также обогащенных белком, растительными жирами, плодово-ягодными и овощными наполнителями, витаминами. Разрабатываются молочные продукты с корректированным составом лечебно-диетического характера для лиц, страдающих различными заболеваниями и непереносимостью отдельных компонентов молока.

В странах Западной Европы получило развитие производство питьевого молока с длительным сроком хранения (30 дней – 6 месяцев и более) преимущественно УВТ-обработки с асептическим разливом.


6099565108116608.html
6099607663953836.html
    PR.RU™